Храм Воскресения Христова г.Таруса

Храм Воскресения Христова г.Таруса.

MorningTarusa-15     Храм Воскресения Христова на протяжении 20 лет, после возобновления богослужений, является духовным центром Тарусы и Тарусского района. Его первым восстановили после советского богоборчества.

    Воскресенская церковь в пригородном селе Воскресенском стояла около Тарусы еще до 1572 года, судя по писцовым книгам 1627-1629 гг. Известно это в связи с нападением татар. В 1571 г. под Тарусой произошло ожесточенное сражение русских полков с войсками крымского хана Девлет – Гирея. В результате боя село Воскресенское было сожжено вместе с церковью. Возможно, церковь вновь построили деревянной, и она простояла до второй четверти 17 века, когда между 1628 и 1654 годами, на месте обветшавшей деревянной, была построена каменная церковь.

      С большой уверенностью историки утверждают, что в 16 — 17 веке в Тарусе был мужской монастырь в честь святого митрополита Петра. Неизвестны до сегодняшнего дня точные даты его основания и упразднения. Монастырь находился недалеко от Воскресенской церкви Тарусы, на берегу Оки, и при его закрытии все иконы и церковная утварь были переданы в этот храм. В архиве церкви хранилось также рукописное уложение царя Алексея Михайловича, поступившее во второй половине 18 в. w005

      На протяжении XVIII-XX веков Воскресенская церковь неоднократно перестраивалась, менялась ее архитектура, декор, внешний облик. Так, она была возобновлена в 1757 г. Церковь имела боковой придел Боголюбской иконы Божией Матери. Тарусская Боголюбская икона — чудотворная, по молитвам тарусян дважды – в 1848 и в 1871 годах — спасала город от холеры. С Боголюбской иконой от Воскресенской церкви тарусяне обходили весь город крестным ходом. Крестный ход совершался в день памяти этой иконы – 1 июля н.ст. и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа н. ст.

      В 1898 — 1903 годах Церковь была расширена, появились второй боковой придел – святителя Димитрия Ростовского. Она сильно изменила свой архитектурный облик: из храма в классическом стиле превратилась в нарядную церковь, стилизованную под шатровые храмы 16-17 веков. Шатры стали венчать кровлю, колокольню и крыльцо, луковичные главки поднялись над приделами. Фасады церкви были окрашены в красный цвет с белой отделкой архитектурных деталей. Эта масштабная перестройка храма была осуществлена благодаря заботе настоятеля о. Николая Успенского и старосты храма Лаврентия Яковлевича Познякова.

     Известно из списка священнослужителей Тарусского района, что притч Воскресенской церкви состоял из священника и псаломщика. В 1866 году приход составлял 477 душ мужского пола.
В храме служили священники:5d0de1e29c841276aaf793231fa83de5
о.Даниил Яхонтов, служил с 1868 по 1886 год. Был исследователем и летописцем Тарусы и написал историко-церковно-археологическое описание «Город Таруса», опубликованное в Калуге в 1902 году.

    о.Николай Успенский служил в Воскресенском храме 45 лет – с 1886 по 1930 гг. Кроме священнических обязанностей выполнял большую педагогическую и социальную работу. Был законоучителем в приходской школе храма, опекал детский приют. О. Николай, уже будучи пожилым священником, незадолго до смерти, пострадал от советской власти: был арестован в 1930 г. и провел несколько месяцев в тюрьме, затем, по ходатайству родственников, был отпущен.
Церковными старостами были купцы Позняковы: Яков Лаврентьевич (с 1867 по 1872 гг.), Лаврентий Яковлевич и Сергей (1917 год).
Псаломщики церкви: Михаил Мальцев (в сане дьякона, в 1870 г. определен священником в храм в с. Лопатино); Василий Протопопов (1905 г.); Василий Зябкин (в сане дьякона, служил в 1905-1913 гг.); Петр Быков (1913 г.) Сергий Казанский (1913- 1917 и позже).

     В Воскресенском храме бывали многие известные деятели культуры, жившие в Тарусе: члены семей Поленовых, Цветаевых, Ватагиных, Борисов-Мусатов, Алексей Толстой, Анатолий Виноградов, Крандиевские и многие другие.

    Храм в честь Воскресения Христова в Тарусе закрыли в 1919 году революции, затем на некоторое время службы восстановились, верующие отстояли храм.

    В 1930 г. храм был закрыт окончательно, о. Николай арестован. Храм был обезглавлен, смели и шатры, и колокольню. Внутреннее убранство, иконы и церковная утварь утеряны, расхищены, уничтожены. Церковные постройки тоже были конфискованы. Под жилье отдали бывшую церковно-приходскую школу. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, склад райпо. За годы советской власти храм пережил несколько пожаров. В результате не сохранилось ни одного фрагмента внутренней росписи, пригодной для реставрации.
w013Восстановление.
В 1988 г. трудами тарусянки Елены Александровны Кондрахиной, бывшей старостой Успенского храма в с. Истомино до его закрытия в 1975 г., образовалась инициативная группа. По ходатайству верующих 6 декабря 1988 г. был зарегистрирован приход и ему передан храм. Воскресенский храм в Тарусе бSCAN0000ыл одним из первых трех храмов в Калужской области, открывшихся после гонений. С 10 января 1989 г. и до сегодняшнего дня настоятелем храма является протоиерей Леонид Гвоздев. Он совершил первое, после десятилетий разрухи, богослужение в храме в Крещенский сочельник 18 января 1989 года. Е.А. Кондрахина была первой старостой возрождающегося храма.

    По оценке Росреставрации переданный храм был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием профессиональных рабочих, прихожан храма и жителей города. В 1990-1991 гг. была выстроена колокольня. 27 сентября 1991 года, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, был освящен и водружен на колокольню большой позолоченный крест. Были Настоятель храма иерей Леонид Гвоздев. 1989 г. фото Е.Г. Утенковапроведены огромные земляные рабSCAN0003оты по расчистке нижней части стен от метрового культурного слоя земли. К 1992 г. над храмом был возведен купол. Затем храм был отштукатурен и побелен внутри и покрыт медной кровлей. Были установлены гранитно-мраморные полы, проведено газовое отопление. Архитектор восстановительных работ – Б.Г. Могинов. В 1993-1998 гг. велась роспись храма, и поочередно были установлSCAN0001ены все три иконостаса. Украшение храма и иконостасов вновь написанными иконами проводилось при участии и под руководством художницы, иконописца и реставратора икон высшей категории И.В. Ватагиной. В этой работе приняли большое участие живописцы И.А. Старженецкая, Е.Г. Утенков. Все столярные работы, замечательные резные иконы иконостасов, Распятие и клейма икон выполнены скульптором А.Ф. Комелиным. И.А. Старженецкой и А.Ф. Комелиным храм был расписан. К храму была построена крестильня, украшенная А.Ф. Комелиным.

   Восстановление храма было бы невозможно был участия благотворителей. Это и организации, и частные предприниматели, и помощь администрации города в различных работах, и благотворительные концерты и выставки московских и тарусских музыкантов и художников. И, конечно помощь прихожан и горожан, дарителей.

   Завершением восстановительных работ стал установленный около храма в 1997 году большой каменный поклонный крест, выполненный Анатолием Комелиным в память православных христиан, похороненных на старом погосте вокруг храма, и всех тех, кто принимал участие в воссоздании храма, но не дожил до его завершения. К 1998 г. храм был полностью восстановлен. 16 июня 1996 г. архиепископ Климент освятил главный престол, 6 июля 1997 г. — южный, 23 сентября 1999 г. — северный престол храма.

     В 1993 г. в приходе открылась воскресная школа для детей, а в 1996 г. — воскресная школа для взрослых. С 1989 г. приход духовно окормляет дом престарелых в с. Игнатовском, Тарусскую районную больницу и воинскую часть в д. Петрищево. В 1994-1997 гг. выпускался листок-вкладыш духовного содержания в районную газету «Октябрь», с 2004 года выходит православная тарусская газета «Крестное Знамение». В 1998 г. издана книга «Седьмое начало», в 2002 г. книга «Наш храм», в 2009 г. «Возрождение» в которых изложена история храма и современная жизнь прихода. Автор- составитель всех этих книг — прихожанка храма Е.П. Морозова-Утенкова. Написанные с большой любовью к нашему храму, эти книги легко читаются и неизменно пользуются большим спросом у читателей.

     Прихожане особо почитают иконы Божией Матери «Взыскание погибших«, «Боголюбская» и «Калужская», икону пророка Иоанна Предтечи и образ святителя Николая Чудотворца.

   Престольные праздники приход отмечает: на второй день Пасхи; 20 декабря/2 января — память св. прав. Иоанна Крондштадского; 18 июня/1 июля — в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

   В отремонтированном церковном доме (а ему уже больше 100 лет) располагаются воскресная школа, библиотека, трапезная.

Литература:

О. Даниил Яхонтов. Город Таруса. Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Калуга, 1902 г.

М.М. Дунаев, Ф.В. Разумовский. В среднем течении Оки. М., «Искусство», 1982 г.

Седьмое начало. Таруса, 1998 г.

Т. Мельникова. «Возвратись, Россия». Мир Паустовского, № 11-12, 1998 г.

Наш храм. Москва – Таруса, 2002 г.

(3770)